Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. (Втор.6:4,5)

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да презрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

четверг, 29 сентября 2011 г.

Рош а Шана

Практически каждый еврейский праздник имеет свою особенную заповедь: на Песах едят мацу, в Хануку зажигают свечи. Заповедью Рош а Шана является шофар. Шофар в переводе с иврита означает, трубление в бараний рог. Эта одна из основных заповедей осенних праздников. Рош а Шана по праву может называться судным днем, в этот день Всевышний выносит решение о судьбе творений в наступающем году. В этот день иcправляя себя, мы стараемся удостоиться наиболее благоприятного решения небесного суда. . В чем смысл этой заповеди, почему в Новый год принято трубить в шофар? Великий праведник и еврейский мыслитель Баал Шем Тов, рассказал одну притчу объясняющую смысл заповеди трубления в шофар. « Царский сын отдалился от дворца и утратил все внешние признаки принадлежности ко двору, от одежды и манер до образования и шкалы ценностей. Практически ничего в нем не говорило о высоком происхождении, и путь назад казался невозможным. Но однажды, оказавшись неподалеку от проезжавшего мимо царя, он заорал, что было сил: « отец, отец, спаси меня»! Государь распознал в вопле голос сына и вернул его к себе. Этот крик выражающий горечь отдаленности и желание вернуться, олицетворяет трубный звук шофара. Еврей, сын Всевышнего, порой также отдаляется от царских палат и жизни по Божественным правилам. И возвращение – «тшува» - кажется практически невозможным. Но стоит еврею закричать, Отец протянет ему свою царственную руку и поможет вернуться. Не собственными усилиями прокладываем мы обратный путь во дворец. В дни Рош а Шана такой крик возносят все евреи, все еврейские общины по всему миру, единство крика всех евреев предает им силу.

Стремление стать лучше всегда важно, но в эти дни особенно. Еврейская традиция говорит, что в Рош а Шана Бог устраивает суд над своими творениями, каждый год в дни сотворения мира, Он устраивает «переучет». Небесный суд решает, кто достоин жить в новом году и какой будет жизнь каждого. Поэтому и называется праздник голова года, потому что именно от головы зависит деятельность всех остальных органов. В эти судьбоносные дни особенно важно, хотим ли мы вернуться во дворец, потому что от этого будет зависеть наша судьба в будущем году Пожелания: Принятое пожелание –поздравление в этот год звучит так:  «Ле шана това у-метука тикатев ва- техатем», и что означает – « На добрый и сладкий год да будешь ты записан и (запись эта пусть будет скреплена) печатью.»
Почему желают «Добрый и сладкий»? Потому что не все то, что является истинным добром, воспринимается нами как сладость, приятность и комфорт. Потому-то и желаем мы друг другу, чтобы добро года было сладким. Добрые знаки – симаним. Вечером после кидуша и до начала трапезы, принято съесть кусочек яблока обмакнутый в мед, а это знак нашей веры в то, что наша Тшува принята Богом, и наступающий год будет добрым и сладким. Обмакнув яблока в мед, прежде чем съесть его, произносят благословение на яблоко и потом :» Да будет воля Твоя, чтобы дал Ты нам добрый и сладкий Новый год» - после чего плод съедают. В течении трапезы принять есть голову рыбы ( дабы были мы в голове, а не в хвосте происходящего), гранат ( дабы были наполнены мы исполненными заповедями , как гранат – зернышками), блюда из моркови, свеклы и других плодов, названия которых на иврите, идиш или других языках ассоциируются с добрыми событиями. Все эти виды пищи называются «симаним». История: Новый виток еврейского календаря начинается в Рош а Шана, ибо этот праздник, день рождения мира. Тора рассказывает, что мир был создан Всевышним за семь дней. В каждый из первых пяти дней Бог создавал один из элементов вселенной: свет и тьму, воду и сушу, небесные тела и растительный мир. В шестой день Он сотворил людей – Адама и Хаву. О седьмом дне сказано: «… Не совершал Бог никакой из работ, которыми занимался прежде», в седьмой день Бог не занимался творением тела мира, в этот день Он наполнял мир духовностью, создавал душу мира. День этот называеться Шаббат, и для нас он стал священным днем недели, в который мы, подобно Творцу, отстраняемся от будничной жизни, чтобы уделить особое внимание ее духовной составляющей. По существующей календарной системе, первый день сотворения соответствует 25 числу месяца элула( последнего в еврейском календаре). А двухдневный праздник Рош а Шана(1 и 2 тишрея)- шестому и седьмому дням творения. Сотворенный мир оказался мощной и сложной системой, не имевшей поставленных задач. Появление Шаббата и человека обозначала ее цель и активный элемент, пришедший для того, чтобы подчинить систему достижению цели. Таким образом праздник Рош а Шана – это не толь ко день рождения мира, но и день «активации» Вселенной.
Обычаи и законы:
Шофар «… Первый день месяца священное собрание пусть будет у вас(…) днем трубных звуков, пусть будет он у вас».
Заповедью праздника является трубление в шофар (рог кошерного животного). Во всех Синагогах трубление устраивается после чтения Торы в каждый из двух дней праздника ( приблизительно в 12 часов пополудни). Заповедь исполняется слушанием сочетание трех видов звуков, извлеченных из шофара в определенной последовательности: ткиа ( длинный звук), шварим ( три звука средней длины), и труа ( череда кратких звуков). Важно внимательно прослушать эти звуки, не прерываясь на разговоры.
Свечи праздника: В канун первого дня праздника и в ночь второго дня зажигают праздничные свечи. В семье честь внести свет праздника отдается женщинам, хранительницам тепла и уюта еврейского дома. Замужние зажигают по две ( или более) свечи, а незамужние по одной. В канун первого дня свечи зажигают за 18 минут до заката, в канун второго - после выхода звезд.
Кидуш В каждый из двух вечеров праздника и в каждый их двух его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением благословения на хлеб .На этих застольях собирают всю семью, а если есть возможность, приглашают гостей. Как и во все праздники, каждая из трапез предваряется кидушем – благословением праздника, произносимым над бокалом вина или виноградного сока. Дорогого гостя, а праздник для нас всегда дорогой гость, встречают с бокалом вина в руках. Время вечернего кидуша – от выхода на небе звезд и до рассвета. Время дневного кидуша – днем, после молитвы и до заката. Текст кидуша вы найдете в молитвеннике.
Чтение Торы В каждый из двух дней праздника в синагогах зачитывают Тору по свитку. В первый день читают главу о рождении второго их трех праотцев еврейского народа – Ицхака, сына Авраама. Во второй день – главу о жертвоприношении Ицхака.
Тшува Дни Высшего суда для еврея являются временем самоанализа и переоценки ценностей. В отличие от суда земного, в Высшем важен не только баланс проступков – заслуг на момент суда, но и готовность человека измениться к лучшему. Дело здесь не в показном «отряхивании», разве может показуха оказаться действенной перед Тем, кому открыты все наши поступки и помыслы. Евреи называют раскаяние «тшува», что на иврите означает «возвращение». Быть чистым в глазах Творца - естественная норма, а нарушения – пусть и затянувшийся (а может и понравившийся), но отход от естественного состояния. Тшува, возвращение к стандартам Творца, заповедям, является более важной нежели в любой другой день года.
 В канун Рош а Шана принят совершать «атарат недарим», процедуру освобождения от обетов. Добровольно взятые на себя обязательства, не будучи выполненными, становятся в дни суда лишним грузом.
Ташлих В первый день Рош а Шана, после дневной молитвы минха, совершают обычай, называемый ташлих. Идут к водоему, в котором водятся рыбы, и стоя на берегу, произносят молитвы, в которых говориться о присущих Богу терпимости и снисходительности. Пребывание у водоема должно привести человека к мыслям о том, что подобно рыбам, попадающим в сеть, он может попасть в сети дурных поступков. И поэтому мы просим Всесильного помочь нам вести верный жизненный путь и быть снисходительным к нашим грехам. Кроме того вода символизирует добро и милость, а лишенные век глаза рыб напоминают о том, что Всевышний постоянно следит за нами и заботиться о нас.
. Пусть у вас , как и у всего еврейского народа, будущий год будет добрым и сладким.

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
free counters

Общее·количество·просмотров·страницы

Сколько дней блогу Генератор ТИЦ Яндекс цитирования ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Христианский каталог сайтов. Союз образовательных сайтов Союз образовательных сайтов Церкви.comРейтинг христианских сайтов Наш сайт в каталоге manyweb.ru Наш сайт в каталоге manyweb.ru Все новые сайты в каталоге сайтов Manyweb.ru